Никельхарпа

никельхарпа
Наша никельхарпа

Нюккельига (nyckelgiga), или нюккельхарпа, как ее стали обычно называть после 1700 года, имеет еще несколько вариантов названий возникших в результате различных транскрипций одного и того же слова – nyckelharpa. Нюкельхарпа, нюККельхарпа, никельарфа, никельхарпа, возможно вы встретите и другие созвучные имена. Само название состоит из двух слов: «nyckel» и «harpa».   В шведском, "nyckel" означает клавишу. Слову "harpa" в русском языке нет точного эквивалента.  Обычно так называют  целую совокупность струнных инструментов, подобных гитаре или скрипке.

Шведский исследователь Уле Рудбек (1630-1702) описывает нюккельхарпу  как один из тех инструментов, которые встречались еще «в давние времена»: «Наши отцы в большинстве своем умели играть на арфах [сутехар-пах (лонгхарпах) и нюккельигах] в честь Бальдура1 в его храме — об этом рассказывается в стихах и песнях»,— гласит «Atland» (1679—1702)2. Хотя период, названный Рудбеком, более чем  дискутабелен, он ука­зывает на то, что уже в XVII веке инструмент имел, как считалось, солидный возраст. Современные исследователи наиболее ранним свидетельством использования никельхарпы считаеют изображение двух музыкантов играющих на этом инструменте, которое находится на воротах к церкви Щелюнге (Källunge) на острове Готланд и датируется приблизительно 1350 годом.  Нюккельхарпа присутст­вует на средневековых церковных росписях — прежде всего в Уппланде, но также и в других районах. Часто встречаются изображения ангелов играющих на ней, в противоположность, к примеру, сэккпипе, на которой, как счита­лось, играли лекари и животные.

никельхарпа
страринные никельхарпы

Вместе с тем в судебных  прото­колах, письмах и других документах XVII столетия, из которых мы можем подчерпнуть информацию об этом инструменте, нюк­кельхарпа фигурирует уже как инструмент, на котором играет крестьянство. А в литературе высшего сословия нюккельхарпа часто приводится как типичный пример чего-то грубого и примитивного.
В XVIII веке сведения о нюккельхарпе приходят из разных районов Швеции. Но уже в XIX веке эти сведения почти целиком концентрируются вокруг Уппланда и погранич­ных с ним краев. Нюккельхарпа встречается то там, то здесь как деталь бельмановских3 описаний стокгольм­ских трактиров.

Таким образом, Северный Уппланд с его множеством обычаев, по-види­мому, был очагом культуры игры на нюккельхарпе, в его трактах4 еще и сегодня есть много исполнителей на этом инструменте. Более того, в наши дни интерес к инструменту начал распространяться из Северного Уппланда по всей стране, а так же за ее пределами. Нюккельхарпа вновь выхо­дит на эстраду как излюбленный инструмент спельман-слага5. Во всеми нами любимой Америке, например, существует целая ассоциация посвященная этому инструменту. Под именем "avainviulu"  никельхарпа широко распространена в Финляндии. А благодаря творческой активности отечественных фолк коллективов (КОDА, Гардарика, Зеленые рукава, львовский Бурдон, ну и конечно же мы – группа Chorus  :) ) этот инструмент теперь могут услышать вживую и российские любители традиционной музыки.

никельхарпа

современные никельхарпы мугут иметь несколько рядов клавиш

 Однако  внешний вид современной нюккельхарпы, развивавшейся на протяжении шести веков,  несколько отличается от первоначального. Корпус претерпел различные преобразования, и, ве­роятно, лишь в XVIII столетии она приобрела форму с боковыми вырезами, отличающую скрипичные инстру­менты. Резонирующие струны — усовершенствование, очевидно, того же времени.
Число звуков на нюккельхарпе целиком зависит от количества клавиш. Отчетливо вид­но, как со временем новые музыкальные течения выдви­гали все большие требования к звуковому диапазону и игровым возможностям инструмента. Каждое нововве­дение увеличивало, в частности, количество клавиш. Первоначально клавиши располагались в одном ряду, сей час же никельхарпа может иметь четыре ряда клавиш. Соответственно возросло и количество извлекаемых звуков. Сог­ласно самым ранним сведениям, их было не более десяти-двенадцати, совре­менный же инструмент может дать от тридцати до соро­ка звуков.
Современная хроматическая никельхарпа имеет 16 струн: 3 струны мелодии, одну монотонную струну, и 12 резонансных струн, а так же около 37 деревянных клавиш, устроенных так, чтобы скользить под струнами. У каждой клавиши есть салазки, скользя по которым она достигает верха и зажимает струну, меняя её звучание. Игрок использует короткий смычок правой рукой, зажимая клавиши левой.

 


1Бальдур (Бальдар) – один из богов скандинавской мифологии.
2«Atland» - один из трудов У. Рудбека.
3Бельман, Карл Микаэль (1740—1795)—популярный шведский поэт, певец, композитор. Произведения Бельмана — пародии на Библию и псалмы, сатиры на политическую жизнь, дидактические поэмы в духе идей Просвещения.
4Тракт — административный район   в   Швеции, составная часть края или области (ландскапа).
5Спельманслаг — объединение спельманов (сельских профессиональных музыкантов), кружок.