Мандола
В нашем дуэте «Chorus» появился недавно, не побоюсь этого слова – наипрекраснейший инструмент, о котором мы так долго мечтали – мандола. Так позвольте же рассказать немного об этом чуде, и о человеке, который своими руками это чудо сотворил.
Ола Зёдерстром (Ola Söderström) – имя и фамилия замечательного мастера музыкальных инструментов из Швеции. Он закончил в 1987 году Мальмстемскую школу в Стокгольме под руководством профессора Джоржа Болини - всемирно известного гитарного мастера.
Основной работой Олы на сегодняшний день является изготовление бузуки и мандол. Он также изготовил ряд цимбал и кантеле и много других народных инструментов. Конечно же все они изготавливаются из специальных пород древесины, с простым и строгим дизайном, что позволяет природной красоте создать первое впечатление от звука и внешней эстетики. Инструменты Олы характеризуются насыщенным тоном с богатыми дискантами и объемными басами.
Работы Олы имеются у многих известных и не очень;) музыкантов, к примеру таких как:
Daniel Fredriksson
Roger Tallroth (Väsen, Nordman m fl)
Ale Möller (Frifot, Nordan m fl)
Simon Stålspets (Kalabra, Cafe Noir)
Lasse Sörlin (Nordman)
Mats Wester (Nordman)
Jens Engelbrecht (Hulling, Ranarim, BARK)
А теперь немного непосредственно о нашей красавице и её далеких предшественниках.
Мандола (США и Канада) или тенор мандола (Европа, Ирландия и Великобритания) ладовый, струнный музыкальный инструмент. Он находится в таком же родстве с мандолиной как, например, виола со скрипкой. Упоминания о мандоле встречается уже в 12-13вв.
Название «мандола», как полагают, происходит от древнего pandura (греч. – маленькая лютня). Инструмент, по мнению исследователей, был разработан в процессе изготовления лютни, как более компактный и экономный в создании. Но, к сожалению, последовательность развития и номенклатуру инструмента теперь трудно обнаружить.
Этот инструмент был известен так же под такими именами, как «мандора» и «мандоле», «пандурина»и «бандурина»; а в 16 веке в Германии (иногда используя гитарный корпус) появились «квинтерны» или «цитерны».
И хотя мандола в современной музыкальной культуре встречается не так часто, она является «предком» мандолины, название которой означает просто "маленькая мандола".
Несмотря на различия в названиях, месте возникновения и форме - существуют основные характеристики, отличающие "истинную" мандолу.
Хоры (сдвоенные струны) настраиваются в восходящем движении (сверху вниз) C-G-D-A. Мандолина же, в отличие от мандолы в восходящем движении настраивается G-D-A-E. Интересно, что модернизированная шведским мастером Олой Зёдерстром модель мандолы имеет пять хоров, тем самым охватывая весь колорит обоих инструментов. Иногда первая струна опускается на тон ниже, то есть из E – D.
Мандола состоит из четырех двойных проволочных струн, настроенных в унисон, а не в октаву. Длина мандолы обычно около 42 см (16,5 дюйма). На мандоле, как правило, играли и играют плектром.
Чаще всего мандолу использовали в народной музыке, в качестве аккомпанирующего инструмента (в частности в итальянской народной музыке). С недавнего времени её используют в традиционной ирландской, французской, шведской музыке, хотя и значительно реже, чем современные модели бузуки.
Основная отличительная особенность нашего инструмента – это наличие низкого регистра, которого нам так не хватало. Этот регистр обеспечивает добавочная пятая струна и добавочные три лада, уходящие на головку грифа. Имеющиеся четвертьтона, которые обогащают не только возможности инструмента, но и музыканта;) , расширяют горизонты и без того необъятной народной музыки. И, конечно же, нельзя забывать об авторской разработке Олы: подстроечных булавках, которые позволяют выборочно менять некоторые тоны инструмента, адаптируя их под определенные композиции и делая аппликатурные позиции более удобными.
Но это все вкратце и поверхностно. Так же вашему вниманию предлагаются фотографии, нахваливаемого здесь инструмента, и скоро появится новый альбом, с участием МАНДОЛЫ!!!! УРА ТОВАРИЩИ!!!!
15.01.2010
© Д.Макоева
|