Сегодня никельхарпа есть в каждом шведском кармане.
Нюккельига (nyckelgiga), или нюккельхарпа, как ее стали обычно называть после 1700 года, имеет еще несколько вариантов названий возникших в результате различных транскрипций одного и того же слова – nyckelharpa. Нюкельхарпа, нюККельхарпа, никельарфа, никельхарпа, возможно вы встретите идругие созвучные имена. Само название состоит из двух слов: «nyckel» и «harpa». В шведском, "nyckel" означает клавишу. Слову "harpa" в русском языке нет точного эквивалента. Обычно так называют целую совокупность струнных инструментов, подобных гитаре или скрипке. Происхождение никельхарпы несколько туманно. Сходство клавишного механизма никельхарпы и колесной лиры (hurdy-gurdy) может указывать на ее германское происхождение. Но, несомненно, она имеет полное право называться шведским национальным инструментом.
Шведский исследователь Олаф Рудбек (1630-1702) описывает нюккельхарпу как один из тех инструментов, которые встречались еще «в давние времена»: «Наши отцы в большинстве своем умели играть на арфах [сутехарпах (лонгхарпах) и нюккельигах] в честь Бальдура1 в его храме — об этом рассказывается в стихах и песнях», — гласит «Atland»2 (1679—1702). Хотя период, названный Рудбеком, более чем дискутабелен, он укаывает на то, что уже в XVII веке инструмент имел, как считалось, солидный возраст. Современные исследователи наиболее ранним свидетельством использования никельхарпы считают изображение двух музыкантов играющих на этом инструменте, которое находится на воротах к церкви Щелюнге (Källunge) на острове Готланд и датируется приблизительно 1350 годом. Нюккельхарпа присутствует на средневековых церковных росписях — прежде всего в Уппланде (небольшая провинция не вдалеке от Стокгольма), но также и в других районах. Часто встречаются изображения ангелов играющих на ней, в противоположность, к примеру, сэккпипе, на которой, как считалось, играли лекари и животные.
|
средневековые
никельхарпы
(морахарпы)
|
|
Вместе с тем в судебных протоколах, письмах и других документах XVII столетия, из которых мы можем почерпнуть информацию об этом инструменте, нюккельхарпа фигурирует уже как инструмент, на котором играет крестьянство. А в литературе высшего сословия нюккельхарпа часто приводится как типичный пример чего-то грубого и примитивного.
В XVIII веке сведения о нюккельхарпе приходят из разных районов Швеции. Но уже в XIX веке эти сведения почти целиком концентрируются вокруг Уппланда и пограничных с ним краев. Нюккельхарпа встречается то там, то здесь как деталь бельмановских3 описаний стокгольмских трактиров.
|
Сегодня никельхарпа есть в каждом шведском кармане. |
|
Таким образом, по неизвестным причинам, Северный Уппланд с его множеством обычаев, по-видимому, был очагом культуры игры на нюккельхарпе. В его трактах4 и сегодня есть много исполнителей на этом инструменте. Начиная с 1970 х. годов в Швеции происходит бурное возрождение народной культуры, и никельхарпу берут в руки буквально тысячи музыкантов. Сегодня никельхарпа есть в каждом шведском кармане, она изображена на обратной стороне банкноты в 50 шведских крон. Интерес к инструменту распространился из Северного Уппланда по всей стране, а так же за ее пределами. Игроков на никельхарпе можно встретить в большинстве стран Западной Европы, в США, и за их пределами. В Германии и Франции проходят целые чемпионаты по игре на никельхарпе, куда съезжаются как музыканты, так и слушатели со всего мира. Во, всеми нами любимой, Америке существует ассоциация, посвященная этому инструменту. Под именем "avainviulu" никельхарпа широко распространена в Финляндии. А благодаря творческой активности отечественных фолк коллективов (КОDА, Гардарика, Зеленые рукава, львовский Бурдон, ну и конечно же мы – группа Chorus :-) ) этот инструмент теперь могут услышать вживую и российские любители народной музыки.
Однако внешний вид современной нюккельхарпы, развивавшейся на протяжении шести веков, несколько отличается от первоначального. Корпус претерпел различные преобразования, и, вероятно, лишь в XVIII столетии она приобрела форму с боковыми вырезами, отличающую скрипичные инструменты. Резонирующие струны — усовершенствование, очевидно, того же времени.
Самые первые никельхарпы не имели струн резонанса. Наиболее ранние образцы, у которых они присутствуют, датированы 1777-1830 годом. Но вероятно были и более ранние экземпляры, достоверные сведения о которых, сейчас утрачены. Сама идея оснащения инструмента тонкой металлической струной резонанса не является шведской, и вряд ли даже европейской. Не вполне понятно откуда, например, семейство виол заимствовало эту новизну, упомянутую уже в 1618-19 году Михаэлем Преториусом в его трактате «Syntagma musicum», но одна из теорий заключается в том, что идея пришла в Европу через, открытые Елизаветой I, торговые контакты с Индией и мусульманским миром. Видимо на судах перевозились не только шелка и пряности, но и диковинные музыкальные инструменты, в том числе и "родные", которыми можно было заинтересовать любопытную публику.
|
Современные никельхарпы могут
иметь несколько рядов клавиш |
|
Число звуков на нюккельхарпе целиком зависит отколичества клавиш. Отчетливо видно, как со временем новые музыкальные течения выдвигали все большие требования к звуковому диапазону и игровым возможностям инструмента. Каждое нововведение увеличивало, в частности, количество клавиш. Первоначально клавиши располагались в одном ряду, сей час же никельхарпа может иметь четыре ряда клавиш. Соответственно возросло и количество извлекаемых звуков. Согласно самым ранним сведениям, их было не более десяти-двенадцати, современный же инструмент может дать от тридцати до сорока звуков.
Современная хроматическая никельхарпа имеет 16 струн: 3 струны мелодии, одну монотонную струну, и 12 резонансных струн, а так же около 37 деревянных клавиш, устроенных так, чтобы скользить под струнами. У каждой клавиши есть салазки, скользя по которым она достигает верха и зажимает струну, меняя её звучание. Игрок использует короткий смычок правой рукой, зажимая клавиши левой.
1Бальдур (Бальдар) – один из богов скандинавской мифологии.
2«Atland» - один из трудов У. Рудбека.
3Бельман, Карл Микаэль (1740—1795)—популярный шведский поэт, певец, композитор. Произведения Бельмана — пародии на Библию и псалмы, сатиры на политическую жизнь, дидактические поэмы в духе идей Просвещения.
4Тракт — административный район в Швеции, составная часть края или области (ландскапа).
© Chorus, 2007 |