Сегодня никельхарпа есть в каждом шведском кармане.


наша никельхарпа
Наша никельхарпа
Нюккельига (nyckelgiga), или нюккельхарпа, как ее стали обычно называть после 1700 года, имеет еще несколько вариантов названий возникших в результате различных транскрипций одного и того же слова – nyckelharpa. Нюкельхарпа, нюККельхарпа, никельарфа, никельхарпа, возможно вы встретите идругие созвучные имена. Само название состоит из двух слов: «nyckel» и «harpa».   В шведском, "nyckel" означает клавишу. Слову "harpa" в русском языке нет точного эквивалента.  Обычно так называют  целую совокупность струнных инструментов, подобных гитаре или скрипке. Происхождение никельхарпы несколько туманно. Сходство клавишного механизма никельхарпы и колесной лиры (hurdy-gurdy) может указывать на ее германское происхождение. Но, несомненно, она имеет полное право называться шведским национальным инструментом.

Шведский исследователь Олаф Рудбек (1630-1702) описывает нюккельхарпу  как один из тех инструментов, которые встречались еще «в давние времена»: «Наши отцы в большинстве своем умели играть на арфах [сутехарпах (лонгхарпах) и нюккельигах] в честь Бальдура1 в его храме — об этом рассказывается в стихах и песнях», — гласит «Atland»2 (1679—1702). Хотя период, названный Рудбеком, более чем  дискутабелен, он укаывает на то, что уже в XVII веке инструмент имел, как считалось, солидный возраст. Современные исследователи наиболее ранним свидетельством использования никельхарпы считают изображение двух музыкантов играющих на этом инструменте, которое находится на воротах к церкви Щелюнге (Källunge) на острове Готланд и датируется приблизительно 1350 годом.  Нюккельхарпа присутствует на средневековых церковных росписях — прежде всего в Уппланде (небольшая провинция не вдалеке от Стокгольма), но также и в других районах. Часто встречаются изображения ангелов играющих на ней, в противоположность, к примеру, сэккпипе, на которой, как считалось, играли лекари и животные.

средневековые никельхарпы (морахарпы)
средневековые
никельхарпы
(морахарпы)

Вместе с тем в судебных  протоколах, письмах и других документах XVII столетия, из которых мы можем почерпнуть информацию об этом инструменте, нюккельхарпа фигурирует уже как инструмент, на котором играет крестьянство. А в литературе высшего сословия нюккельхарпа часто приводится как типичный пример чего-то грубого и примитивного.
В XVIII веке сведения о нюккельхарпе приходят из разных районов Швеции. Но уже в XIX веке эти сведения почти целиком концентрируются вокруг Уппланда и пограничных с ним краев. Нюккельхарпа встречается то там, то здесь как деталь бельмановских3 описаний стокгольмских трактиров.

50 шведских крон
Сегодня никельхарпа есть в каждом
шведском кармане.

Таким образом, по неизвестным причинам, Северный Уппланд с его множеством обычаев, по-видимому, был очагом культуры игры на нюккельхарпе. В его трактах4 и сегодня есть много исполнителей на этом инструменте. Начиная с 1970 х. годов в Швеции происходит  бурное возрождение народной культуры, и никельхарпу берут в руки буквально тысячи музыкантов. Сегодня никельхарпа есть в каждом шведском кармане, она изображена на обратной стороне банкноты в 50 шведских крон.  Интерес к инструменту распространился из Северного Уппланда по всей стране, а так же за ее пределами. Игроков на никельхарпе можно встретить в большинстве стран Западной Европы, в США, и за их пределами. В Германии и Франции проходят целые чемпионаты по игре на никельхарпе, куда съезжаются как музыканты, так и слушатели со всего мира. Во, всеми нами любимой, Америке существует ассоциация, посвященная этому инструменту. Под именем "avainviulu"  никельхарпа широко распространена в Финляндии. А благодаря творческой активности отечественных фолк коллективов (КОDА, Гардарика, Зеленые рукава, львовский Бурдон, ну и конечно же мы – группа Chorus  :-) ) этот инструмент теперь могут услышать вживую и российские любители народной музыки.

Однако  внешний вид современной нюккельхарпы, развивавшейся на протяжении шести веков, несколько отличается от первоначального. Корпус претерпел различные преобразования, и, вероятно, лишь в XVIII столетии она приобрела форму с боковыми вырезами, отличающую скрипичные инструменты. Резонирующие струны — усовершенствование, очевидно, того же времени.

Самые первые никельхарпы не имели струн резонанса. Наиболее  ранние образцы, у которых они присутствуют, датированы 1777-1830 годом. Но вероятно были и более ранние экземпляры, достоверные сведения о которых, сейчас утрачены. Сама идея оснащения инструмента тонкой металлической струной резонанса не является шведской, и вряд ли даже европейской. Не вполне понятно откуда, например, семейство виол заимствовало эту новизну,  упомянутую уже в 1618-19 году Михаэлем Преториусом в его трактате «Syntagma musicum», но одна из теорий заключается в том, что идея пришла в Европу через, открытые Елизаветой I, торговые контакты с Индией и мусульманским миром. Видимо на судах перевозились не только шелка и пряности, но и диковинные музыкальные инструменты, в том числе и "родные", которыми можно было заинтересовать любопытную публику.  

наша никельхарпа
Современные никельхарпы могут
иметь несколько рядов клавиш

Число звуков на нюккельхарпе целиком зависит отколичества клавиш. Отчетливо видно, как со временем новые музыкальные течения выдвигали все большие требования к звуковому диапазону и игровым возможностям инструмента. Каждое нововведение увеличивало, в частности, количество клавиш. Первоначально клавиши располагались в одном ряду, сей час же никельхарпа может иметь четыре ряда клавиш. Соответственно возросло и количество извлекаемых звуков. Согласно самым ранним сведениям, их было не более десяти-двенадцати, современный же инструмент может дать от тридцати до сорока звуков.

Современная хроматическая никельхарпа имеет 16 струн: 3 струны мелодии, одну монотонную струну, и 12 резонансных струн, а так же около 37 деревянных клавиш, устроенных так, чтобы скользить под струнами. У каждой клавиши есть салазки, скользя по которым она достигает верха и зажимает струну, меняя её звучание. Игрок использует короткий смычок правой рукой, зажимая клавиши левой.

 

 

 

1Бальдур (Бальдар)один из богов скандинавской мифологии.
2«Atland»
- один из трудов У. Рудбека.
3Бельман, Карл Микаэль (1740—1795)—популярный шведский поэт, певец, композитор. Произведения Бельмана — пародии на Библию и псалмы, сатиры на политическую жизнь, дидактические поэмы в духе идей Просвещения.
4Трактадминистративный район   в   Швеции, составная часть края или области (ландскапа).

 

© Chorus, 2007

главная наверх